Предубеждения

Ошибка каузальной атрибуции #7 – предубеждения. Без всяких на то оснований, в виду национальных, гендерных, возрастных, профессиональных, статусных и т.п. стереотипов мы относимся к человеку на основе его принадлежности к одной из этих категорий.
Немец, значит пунктуальный; все мужики сво…; взрослый считает подростков детьми; математик, значит сухарь; начальник – эксплуататор и т.д.
Такое стереотипное восприятие сокращает время на адаптацию в отношениях с другими людьми, ибо мы уже кое что о них знаем. С другой стороны, каждый человек уникален и эти стереотипы могут к нему совсем не подходить. Если ошибка велика, то это наоборот замедлит развитие отношений.

Читать далее «Предубеждения»

Социальная желательность

Ошибка каузальной атрибуции #8 – социальная желательность. Это когда мы выдаём желаемое за действительное. Об этом писал А.С. Пушкин: «Ах, обмануть меня не трудно, Я сам обманываться рад»! Нам симпатичен человек и мы хотим от него того же, и вот его взгляд в нашу сторону или лайк нашего поста уже кажется нам знаком симпатии к нам.
Тут может быть много вариантов, даже отрицательных, но суть всегда одна – мы видим то, что хотим видеть и это не всегда совпадает с реальностью.

Читать далее «Социальная желательность»

Стоп! Абьюз!

Абьюз! Приходят ко мне иногда и с этой проблемой. Чаще всего это физическое и/или психологическое насилие мужа над женой. Всякое бывает, но это чаще всего. Здесь психологическое и экономическое унижение, и рукоприкладство, и сексуальное насилие, и формирование чувства вины, и разное другое.

Читать далее «Стоп! Абьюз!»

Агрессия вокруг

Агрессия вокруг! Её много: на улице, в магазине, в транспорте и особенно – в социальных сетях. Несколько теоретических основ. Фундаментальной основой агрессии является фрустрация – ситуация блокировки в достижении цели или удовлетворении потребности. Фрустрированных людей сейчас подавляющее большинство, пандемия, ограничения, проблемы с работой, деньгами, личной жизнью, здоровьем. Агрессия здесь является инструментом разрядки этой фрустрации, сорвать зло, выплеснуть , т.п.
Когда агрессия актуализируется? Теория социального научения выделяет несколько факторов: когда это разрешено в обществе (иногда даже поощряется), когда известны и человек владеет методами физической или вербальной агрессии (драка, оскорбления), когда есть жертва, на которую можно напасть. Сильно облегчает возникновение агрессии – анонимность. Затормозить агрессию может только понимание высокой вероятности возмездия.

Читать далее «Агрессия вокруг»

Работа горя

Как дальше жить?! Этот вопрос люди задают себе в ситуации жизненных катаклизмов: смерти близких, развода, серьезных болезней, утраты физической целостности и здоровья, глубоких разочарований в чём или ком-либо.
Когда люди сталкиваются с этими событиями, то у них часто и возникает этот вопрос: как дальше жить? Ответ здесь категоричен – что бы ни случилось, надо жить, продолжать жить, жить дальше. Как рефрен в одном фильме о ВОВ – жизнь священна! Для чего, ради чего, ради кого – на эти вопросы нужно найти ответы самому, но их обязательно нужно найти и жить дальше. Для кого-то это могут быть другие близкие люди, для кого-то его дело, работа, для кого-то желание доказать всем и себе, что он может подняться и жить полноценной жизнью.

Читать далее «Работа горя»

Я не псих

Я же не псих? Этот вопрос мне иногда задают люди во время консультации. Думается, что некоторым людям будет интересно узнать про некоторые признаки психологического здоровья. В первую очередь нужно развести понятия психического и психологического здоровья. Да, это разные понятия.
Психическое здоровье связано со способностью человека к социальной адаптации, он может трудиться, общаться с другими  людьми, дееспособен, то есть осознает, что он делает, адекватен ситуации, может мыслить, принимать решения и брать не себя ответственность за них. Что же касается психологического здоровья, то, говоря о нем, мы подразумеваем, что психически человек здоров. Психическое здоровье восстанавливают психиатры и психотерапевты, психологическое – психологи.

Читать далее «Я не псих»

Воспитание

Воспитание! Если перефразировать строки из стихотворения Б. Пастернака, то ребёнка воспитать – не поле перейти!
А теперь сосредоточитесь, две важные идеи: 1. грамотный родитель всегда имеет два фокуса внимания, долгосрочный и краткосрочный. 2. чтобы пробежать марафон нужно иметь базу: хорошую физическую форму, крепкие мышцы ног, корпуса, тренированные легкие и сердце, ум и волю.
Долгосрочный фокус, марафон – это понимание родителем цели воспитания, какого человека Вы хотите воспитать. Какими чертами характера он должен обладать, что уметь делать, кем быть в будущем в профессиональном плане (несколько вариантов). Краткосрочный фокус – это ежедневное формирование базы: интеллектуальной, физической, эмоционально-волевой.

Читать далее «Воспитание»

Ошибки

Ошибки! Мы с детства знаем: «Не ошибается тот, кто ничего не делает» (Т. Рузвельт). Великий Т. Эдисон говорил: «Каждая неудавшаяся попытка — это еще один шаг вперед». Мне также нравится мысль Ф. Перлза: «Не бойтесь совершать ошибки. Они означают, что Вы имели мужество отжать от себя некую ситуацию».
Тем не менее, есть немало людей, которые боятся совершать ошибки и, соответственно, действовать. Им говорят – не бойтесь, действуйте, ошибайтесь, называются даже полезные функции ошибок) Но это логическая ошибка, никто не планирует совершать ошибки намеренно. Просто есть люди, которые берут на себя ответственность за результат и действуют, ибо верят в себя и свою правоту, а есть те, которые боятся взять на себя ответственность за результат и действовать, ибо не верят в себя и свою правоту.

Читать далее «Ошибки»

Поглотители энергии

Поглотители наших энергетических ресурсов:
1. Обида, чувство вины
2. Зависть, злорадство
3. Страхи (боязнь одиночества, страх смерти, социофобия (публичные выступления, оценка), страх интимной близости, страх оказаться трусом, страх старости, страх темноты, страх высоты, страх боли, страх бедности и лишений)
4. Низкая самооценка, низкое самоуважение и самопринятие, недостаток любви к себе
5. Неуверенность в себе, робость, сомнения
6. Уныние, отчаяние
7. Зависимости (от каких-то людей, вещей, денег, определенных занятий, алкоголя, табакокурения)
8. Жадность (к вещам, деньгам)
9. Жалость, доброта, альтруизм, ложное чувство такта (речь идет о чрезмерной жалости, доброте и альтруизме в ущерб себе)
10. Отсутствие собственных целей и приоритетов
11. Ограничивающие убеждения
12. Внутреннее сопротивление
13. Неумение организовать свою работу
14. Низкая саморегуляция
15. Слабые коммуникативные умения
16. Низкая проф. компетентность
Лень, слабая энергетика и воля – следствие всего предыдущего.

Желание быть хорошим

Желание быть хорошим! Если вы думаете, что это хорошее желание, то вы заблуждаетесь. Это желание слыть хорошим, получать похвалы и одобрения, а для этого угождать, причём, угождать с опережением. Для этого нужно быть не самим собой, а тем, кем тебя хотят видеть другие, это пыль в глаза. Это либо комплекс неполноценности, либо манипуляция. Не очень приятный образ, верно?

Читать далее «Желание быть хорошим»