Закончил вчера двухдневный семинар по личной эффективности для предпринимателей и руководителей. Думаю, что некоторая информация об этом может быть полезной и нашим читателям. Зачастую под личной эффективность понимается некий штамп, включающий синтез результативности и эффективности, однако, чтобы лучше понимать, что делать, следует четко различать эти понятия.
И. Адизес в своей теории управления коротко определяет эти понятия так: результативность – это делать правильные вещи, эффективность – это делать вещи правильно. Делать правильные вещи – это значит ставить и реализовывать правильные цели, являющиеся основой, причиной для других важных результатов. Например, многие считают, что главной целью организации является прибыль, однако, прибыль это следствие. А что причина этого следствия? Это удовлетворенный клиент, который приносит деньги. Таким образом, главная целевая ориентация любого бизнеса – приносить удовлетворение клиентам. Именно поэтому клиентная ориентация является ключевой ценностью бизнеса.
Эффективность проявляется в том с какими затратами ресурсов мы достигнем свой цели, получим максимально большое количество удовлетворенных клиентов. По ресурсами понимается всё: люди, деньги, сырье и расходные материалы, время, энергия…Чем меньше ресурсов мы потратим, тем будем более эффективными. Но, важно помнить, что эта стратегия ограничена удовлетворенностью клиентов. Можно сэкономить так, что полученный продукт удовлетворять уже никого не будет. Если резюмировать вышесказанное, то нам нужно знать, что делать и как делать.
Касательно удовлетворения клиента, в каждом бизнесе это свои продукты, услуги и методы, а вот что касается эффективности, то общим знаменателем для всех является время, поэтому укажу несколько важных правил из области тайм-менеджмента.
Конечно, это подборка из множества разных источников, а не сугубо мои изобретения:
- Наведите порядок на рабочем столе. Состояние рабочего стола отражает состояние Вашего сознания.
- Определите свои жизненные цели. Расставляйте приоритеты.
- Начните с Визиона и составьте систему взаимосогласованных планов.
- Главная цель тайм-менеджмента – система, привычка, образ жизни.
- Пишите списки задач на неделю.
- Всегда составляйте план на следующий день.
- Устанавливайте реальные сроки выполнения задач.
- Сосредотачивайтесь на главном, и делайте это в первую очередь.
- Разработайте план типового дня и недели.
- Большие цели могут пугать, разбивайте их на менее крупные.
- Инструментальность всегда и везде, думайте, что можно сделать заодно с чем-то, одновременно.
- Правило 2 минут (если «всплыло» важное и срочное дело, и его выполнение на займет более 2 минут – не откладывайте, а делайте прямо сейчас или запишите как кайрос).
- «Съешь лягушку» — если есть дело, которое делать не хочется, но надо, и оно займёт не более 15 минут, то рекомендуется именно с него начинать день.
- Метод «Швейцарского сыра» — в больших задачах можно делать некоторые предварительные действия из будущего (словно дырки в сыре).
- Не плодите незавершенные дела.
- Прежде чем поторопиться, замедлитесь и подумайте.
- Планируйте сначала результат, а потом действия.
- Делайте все, что запланировано и не делайте того, что не запланировано.
- Организовывайте наиболее важные дела в соответствии с Вашими биоритмами, пики продуктивности – 10 и 17 часов.
- Постоянно блокируйте каналы потери времени.
- Уважайте сами и заставьте других уважать свое время.
- Придумывайте себе стимулы, вознаграждайте себя.
- Научитесь быть решительными. Научитесь говорить «нет».
- Учитесь слушать. Не упускайте из вида мелочи.
- Создавайте себе условия, мозгу, чтобы выйти на пик продуктивности в тишине и сосредоточенности надо 20 минут.
- Следите за тем, на что тратите свободное время.
- Ежедневно контролируйте выполнение дел, что не успели, делайте завтра.
- Не засоряйте память, если не сделали сразу, записывайте.
- Планируйте не более 9 дел в течение дня — 1 важное, на которое нужно потратить большую часть времени, 3 второстепенных, несложных и 5 совсем мелких.
- Принцип событийности: жизнь – это путь, украшенный событиями! Вписывайте в план события, дела и праздники, связанные с отношениями с близкими людьми (подарки, праздники, походы в театр и путешествия).
- Результато-ориентированное планирование: Помимо действия, указывайте результат, который хотите получить.
- Соблюдайте режим труда и отдыха. Отдыхайте прежде, чем устали.
- Придумайте ритуалы вхождения в работу (якоря, действия, призывы).
Ну и, авторские рекомендации от Д. Кеннеди.
- Приручите свой телефон.
- Резервируйте для себя время.
- Минимум внеплановой деятельности.
- Продуктивно используйте «обрезки» .
- Сортируйте информацию, не забивайте голову мусором.
- Анализируйте свою деятельность и развивайтесь.
- Работайте быстрее, ограничивайте сроки (лучше соображается).
- Делегируйте.
- Мыслите и краткосрочно и долгосрочно одновременно.
- Обнуляйте свой калькулятор.
- Создавайте стимулирующую среду (что вдохновляет).
- Мелкие вопросы решайте безотлагательно и быстро.
Желаю вам быть результативными и эффективными, и получать удовольствие от жизни!